Как относиться к речевым ошибкам детей?

Как относиться к речевым ошибкам детей?

 

 

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

—  неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов);  неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу,  жеваю);

неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);

отсутствие в личных местоимениях начального «Н» в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы

оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.

Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Всегда помните, что любовь к детям, терпение и желание помочь — Ваши

наилучшие спутники в преодолении трудностей.

Играть и заниматься с ребѐнком можно не только за столом  дома, но и по пути в детский сад, на даче или на прогулке.

Уважаемые родители, превратите ваше общение с ребѐнком в  познавательную, развивающую, интересную игру, которая поможет  пробудить его речь и мысли.

Игра« Кто или что это может делать»

(систематизация словаря)

 

Взрослый называет действие, а ребѐнок подбирает предметы. Например, слово ИДЁТ: девочка идѐт, мальчик идѐт, кошка идѐт, дождь идѐт и т.д. Подберите слова к глаголам  СТОИТ, БЕЖИТ, ЛЕТАЕТ, КАЧАЕТСЯ, ПОЛЗАЕТ и т.д.

 

Игра « Что на что похоже»

(развитие связной монологической речи, развитие творческих

способностей ребѐнка)

 

Ребѐнку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

* Белый снег похож на…(что?)

* Густой туман похож на…(что?)

* Чистый дождь похож…(что?)

* Блестящая паутина похожа…(что?)

* Воздушные облака похожи…(что?)

 

Игра «Цепочка слов»

(закреплять умение ребѐнка выделять первый и последний звук в слове)

 

Взрослый и ребѐнок по очереди называют любые слова.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – кино – обруч – черепаха – апельсин – наст – тепловоз – заяц – цапля – яблоко.

 

Игра « Что для чего»

(активизация в речи сложных слов)

 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти продукты.

 

· Хлеб – в хлебнице;

· сахар – в сахарнице;

· конфеты – конфетнице;

· салат – в салатнике;

· перец – в перечнице;

· суп – в супнице и т.д.

 

 

 

 

 

Игра «Вместе веселей»

(систематизация словарного запаса)

 

* Мама, сын (дочь) – что делают?

* Летит, клюѐт – кто?

*Дерево, цветы – что делают?

*Сидит, стоит – кто?

*Льѐтся, журчит – что?

* Дождь, снег, град – что делают?

 

 

 

Игра «Весёлый счёт»

(согласование числительного с существительным и прилагательным)

 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (Дома, деревья, машины, лужи, сугробы, окна, двери…). Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т.д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом и т.д.)

 

 

/Подготовила

логопед Мурзина Т.В./