Игра как социально-педагогическая технология

Игра как социально-педагогическая технология

Использование современных социально-педагогических технологий в работе с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра является актуальным и  объясняется тем, что категории детей, поступающих в стационарное отделение разнообразны по возрастным группам, по психологическому статусу и по уровню личного развития. Дети, в силу многих причин, в большинстве своем имеют комплекс проблем, затрагивающих ту или иную сферу человека — эмоциональную, познавательную, мотивационную и сферу подсознания. Для восстановления или компенсации определенных личностных качеств детей необходим курс реабилитации, включающий систему психолого-педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушений личностного и социального статуса несовершеннолетних.

Эффективность реабилитации ребенка зависит от грамотно построенной работы и использования современных социально-педагогических технологий. Как правило, такие дети имеют запущенные проблемы, трудно поддающиеся психолого-педагогическому вмешательству извне. Общение с ними требует особого такта и профессионализма.

Что такое понятие «социально-педагогические технологии»? Само слово «технология» образовано от греч.технос — искусство, мастерство, умение и логос. – слово, понятие, учение.

По мнению В.П. Беспалько, под педагогическими технологиями понимают практическое воплощение заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, определенной педагогической системы.

Таким образом, социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий.

Педагогические технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе.

Понятие «Социальная технология» возникло в социологии и связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов.

Социально-педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на воспитанника.

Одной из технологий, позволяющих более качественно и эффективно выстроить процессы формирования, социально-приемлемые жизненные стратегии является игра. Игра как социально-педагогическая технология видится нами как оптимальный механизм вхождения в социализацию ребенка с отклоняющимся поведением, способствующая усвоению различных социальных ролей, а так – же формированию активной социальной гражданской позиции. Во многих играх имеется возможность включения подростков в спортивную, творческую деятельность.

Игра отвечает потребностям и интересам несовершеннолетних, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, импровизации, проверке себя. В игре подросток может в активных формах познать окружающий мир, отношения между людьми, правила и нормы поведения, себя, свои возможности, осознавать свои связи с другими. Целенаправленный характер игры позволяет ей выбирать необходимые средства, товарищей по игре, осуществлять игровой замысел, вступать в отношения со сверстниками, а ее творческий характер помогает реализовать свои представления об окружении.

Поэтому игра в социально-педагогическом процессе используется не только как средство формирования определенных знаний, но и как технология воспитания нравственных представлений и чувств, развития самостоятельности, инициативы, ответственности, а также позволяет решать задачи социализации в любом возрасте. В играх развиваются такие отношения, которые вне игры недоступны. Так, например, в игре участники часто становятся в отношения соподчинения и взаимной помощи, развивается чувство эмпатии, формируются коммуникативные навыки.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения).

Игра выполняет такие важные функции как:

1) развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушивить, пробудить интерес);

2) коммуникативную: освоение культуры общения;

3) терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

4) диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

5) коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

6) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Социально-педагогические игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования и специфике содержания.

По характеру педагогического процесса игры бывают: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические; профориентационные и другие.

По характеру игровой методики делятся на: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации При организации игрового процесса важно соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип развивающей деятельности (О. С. Газман): игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  2. Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие: не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого.
  3. Принцип полифункциональности игры: при организации группового психолого-педагогического воздействия влияем на состояние каждого члена детского коллектива.
  4. Принцип включенности в игры в другие виды совместной групповой деятельности: игра по возможности должна пронизывать жизнь коллектива.

Итак,  игровые технологии — это игры на знакомство, игры-шутки, игры на сплочение, игры на взаимодействие, фоновые игры, игры на местности,  квесты, ролевые игры, полевые игры, павильонные ролевые игры, городские ролевые игры, психологические игры, мини-тренинги.

Приведем примеры некоторых игр.

Ролевая игра

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лежит в основе метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида искусственно сталкивают с ситуациями, которые наиболее соответствуют случаям, характерным для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Именно в этот момент создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Ролевые игры знакомы многим и входят в культуру и воспитание как один из их элементов. Например, «дочки-матери» для девочек, и «казаки-разбойники» для мальчиков, знакомые с детства. Стоит отметить, что у данного типа игровой деятельности есть свой словарь терминов, который полностью раскрывает сущность организации и проведения ролевой игры.

Игрок – любой активный участник ролевой игры.

Персонаж – герой, живущий в мире игры. Он может существенно отличаться от играющего его человека своими умениями, качествами и характером.

Мастера – это люди, создавшие данную игру и ответственные  за моделирование внешних (по отношению к персонажам) условий, то есть за весь остальной мир игры.

Мир игры или игровая оболочка – история, легенда, в которой происходит действие игры, как правило, представляет собой вполне достоверную модель реального мира, и не обязательно нашего. Из этого следует, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем.

Игровые действия – действия, совершаемые в рамках игры.

 

Полевые игры

Проводятся на местности, обычно на специально отведенном месте – полигоне. Обычно полевая игра – это взаимодействие не только единичных людей (персонажей), но и организаций (команд). Главное условие здесь – это максимальное сопровождение данных игровых моментов мастерами, соблюдение всех условий техники безопасности и ориентирование на общие системы игры.

 

Павильонные ролевые игры

Такие игры проводятся в помещении, где место действий ограничено четкими рамками. Характерной особенностью павильонной игры является практически полное отсутствие коллективных целей и вводных этапов игры. Виртуальность павильонных игр может быть и низкой, и высокой, в зависимости от замысла мастера.

Игры – квесты

В ходе игры решаются многие задачи, стоящие перед педагогом в процессе реабилитации, такие как сплочение временного детского коллектива, формирование командного духа и создания основ благоприятного психологического климата коллектива. Решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств.

Квест – это разновидность спортивно-интеллектуальной игры на местности. Это игра командная. Участники, перемещаются на местности в поисках ответа на полученное задание по заданному маршруту. Во время игры команды решают логические задачи и загадки, выполняют поиск нужных предметов, ищут подсказки. Выполнив одно задание, команда переходит к следующему этапу. Побеждает та команда, которая выполнит все задания быстрее остальных. Задания могут быть самыми разнообразными. Призы обязательно должны быть командными.

 

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что игра как социально-педагогическая технология является универсальным механизмом, вариативным инструментом в руках специалиста. За счет включения ее в процесс реабилитации создается обстановка, способствующая коррекции определенных психологических особенностей у несовершеннолетних, затрудняющих их социальную адаптацию; реализуются скрытые возможности подростков, происходит активный процесс самопознания себя и других в процессе общения.

/Воспитатель:

Путинцева Н.И./