Законы воспитания в семье: какими им быть?

Законы воспитания в семье: какими им быть?

Когда в семье появляется ребенок, родители с головой погружаются в приятные хлопоты. Водоворот непривычных эмоций  на долгое время становится постоянным их спутником. Родители становятся свидетелями и участниками волшебного процесса – становления новой личности. Ни один родитель не может с уверенностью сказать, кем будет ребенок, когда вырастет, но практически все понимают, каким Человеком он должен стать, и прилагают к этому максимум усилий.

Для одних процесс воспитания – легок и естественен, для других -тяжелый каждодневный труд, который изматывает и заставляет забыть о себе и своих интересах, полностью растворившись в заботах.

В чем секрет, и как научиться воспитывать, не принося себя в жертву, радуясь взрослению своего ребенка, и не доводить себя до состояния, когда воспитание превращается в череду разочарований?

В воспитании детей существуют свои законы, которые нарушать нельзя. Есть только важный момент – вы имеете дело с живой душой, и эти законы нужно применять с поправкой на состояние ребенка.

Существует несколько базовых законов, знание которых поможет вам воспитывать, успевая радоваться жизни и получать удовольствие от взросления своих детей:

  1. Закон поведенческой гибкости

Как бы вы не стремились подогнать ребенка к своему первоначальному представлению о том, каким должен быть «хороший» ребенок, вы всегда будете сталкиваться с расхождением. Эти расхождения являются показателем индивидуальности. Это данность. Ее нужно принимать, а не делать из этого трагедии. Желание во что бы то ни стало добиться соответствия – это только вред!

  1. Закон среды.

Какими бы ни были генетические предрасположенности ребенка, огромное влияние оказывают  условия, в которых проходит его становление. Главным и основным условием является любовь!

Любовь — это принятие, внимание, поддержка, защита, душевное тепло.

Следствия любви – ребенок накормлен, ухожен, одет, спокоен, проявляет интерес к окружающему миру. Выдавая следствие за любовь, вы попросту выполняете свои непосредственно родительские функции и скрываетесь за самообманом. Любовь – обязательное условие развития ребенка. Без любви он будет тратить все свои силы и мысли на поиск этого чувства в ущерб своему развитию. Без любви ребенок не научится любить.

  1. Закон своевременности.

Чем успешней ребенок осваивает новые навыки и умения, тем больше свободы в их применении нам нужно обеспечить. Своевременность этого процесса обеспечивает формирование уверенности в себе и своих силах, а также доверие к родителям и наставникам.

  1. Закон действия.

Любая деятельность, которая увлекает ребенка, является показателем его стремления к познанию мира. Задача родителя – поддержать ребенка в его стремлениях и придать этой деятельности правильные формы.

  1. Закон соответствия.

Каким бы ни было ваше  решение отреагировать на поведение  ребенка, оно должно быть безэмоциональным. Вы должны ориентироваться на пользу для ребенка и соответствовать ситуации.

  1. Закон уважения выбора.

Чем бы ни интересовался ребенок, поддержите его выбор, проявите искренний интерес, узнайте, что его впечатлило. Ни в коем случае не обесценивайте его действия и интересы.

  1. Закон заражения.

Каждый член семьи несет персональную ответственность за то настроение, которое сейчас царит в семье.

  1. Закон отражения

Ребенок является индикатором отношений в семье. Помните, поведение ребенка всегда является  отражением внутри семейных проблем.

Если вам не нравится, как ведет себя ваш ребенок в последнее время, и вы заметили резкое изменение поведения, начинайте прояснять и разбираться со своими проблемами. Если у вас из-за разногласий с супругом или супругой все чаще случаются размолвки, не удивляйтесь ухудшению поведения ребенка. И наоборот, когда в семье царит гармония и взаимопонимание, приготовьтесь радоваться успехам ребенка!

 

На базе ГУСО НСРЦ «Гарант» работает социальный педагог и педагог-психолог, в случае возникновения  трудностей, связанных с воспитанием детей вы можете обратиться в Центр      (тел. 4-13-85).

                                                                                                                                                                                    Статью подготовил

социальный педагог

Апельганц А.В.