Памятка для родителей и педагогов ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ.

Памятка для родителей и педагогов

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  ДЕТЕЙ

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ  ИСТОКАМИ  УЧЕБНОЙ     МОТИВАЦИИ.

> Интерес к информации (познавательная потребность).

> Интерес к способу действия.

> Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.

> Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.

> Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.

> Актуализация творческой позиции.

> Осознание значимости происходящего для себя и других.

> Потребность в социальном признании.

> Избегание наказания (физического или морального).

> Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Поддерживать и формировать интерес к информации.

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес.

  1. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия.

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

  1. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения.

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

  1. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока. Проявлять себя важно всем, это стимулирует в учебе

  1. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании.

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Можно опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предметам. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

  1. Актуализировать творческую позицию детей.

Проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

  1. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других.

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом.

  1. Создавать ситуацию успеха и социального признания.

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется .

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Но если наказания и поощрения — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

                                                             /СОСТАВИЛА

 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н./