ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

 

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать. Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.

Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.

Чему и как учить ребенка до поступления в школу? Единого для всех рецепта на этот счет нет и быть не может. Ясно только, что «готовить» ребенка к школе нужно с самого его рождения, и семья играет в этом первостепенную роль.

 

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.   Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя следующие параметры психического развития:

Личностно-социальная готовность, которая заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Эмоционально-волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя – это умение управлять своим поведением, эмоциями, двигательной активностью, подчинять свои непосредственные желания установленным правилам, например: сидеть тихо и не ходить по классу на уроке, поднимать руку, а не кричать с места, самостоятельно садиться за домашние задания и т.д. Иными словами, это доминирование НАДО над ХОЧУ.

Интеллектуальная готовность.  Это умение думать, анализировать, делать выводы.  Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в  явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Развитие мелкой моторики.

К шести-семи годам дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении, знать:

  • свои имя, фамилию, отчество, возраст (желательно дату рождения);
  • домашний адрес, свой город, страну, в которой живет;
  • фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.
  • Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
  • Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных, птиц;
  • названия овощей, фруктов, ягод;
  • виды транспорта.

Дети   в   предшкольном   возрасте должны уметь:

  • различать обувь, одежду и головные уборы;
  • различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ);
  • полно   и последовательно   пересказывать    прослушанный    или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке; рассказывать русские народные сказки;
  • назвать    6-10 запомнившихся предметов, картинок, слов;
  • хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;
  • владеть   карандашом:   проводить вертикальные и горизонтальные
    линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы, не выходя за контуры;

Ребенок 6 лет должен уметь:

  • различать предметы по признаку формы;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • знать  различные цвета и др.

 

Мотивационная готовность или наличие учебной мотивации. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если у него не сформирована готовность к социальной позиции школьника. Необходимо подготовить психологически ребенка к школьному обучению, чтобы он с радостью ожидал поступления в 1 класс, не боялся встречи с незнакомыми одноклассниками, учителями; убедите его, что в школе он найдет новых друзей и добрых взрослых (учителей). Формируйте у него положительное отношение к школе, стремление занять новое социальное положение: стать школьником. Старайтесь, чтобы ребенок понял важность школьного обучения, уважения учителя, одноклассников, с интересом ожидал поступления в 1 класс. Расширяйте и углубляйте представления ребенка об учебной деятельности, создавайте у него эмоционально благополучное отношение к будущей школьной обстановке.

У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.

Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления в школу.

 

ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»

 

ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.

Оптимальное поведение после развода .

Оптимальное поведение после развода .

  1. Жизнь не стоит на месте, поэтому не следует считать, что после развода все хорошее осталось в прошлом. Прежде всего, надо начинать думать о себе, не пытаясь всю вину за случившуюся неприятность переложить на голову другого.
  2. Как только вы внутренне созрели для развода и уговорили себя не бояться предстоящей жизни без того, кто долгие годы был рядом, начинайте строить планы, программируйте себя на успех. Попробуйте представить, какая любовь вас ожидает впереди. С этих позиций вы по-иному взглянете на развод, он станет не крушением, а лишь порогом, который надо переступить, чтобы начать новую жизнь. Естественно, безболезненным этот этап для вас пока не будет, потому что под влиянием своей личной трагедии вы пока никому и ничему не верите. Это закономерно, потому что в вашей неудавшейся семейной жизни годами копилось обоюдное раздражение, которое уйдет не сразу. Зато есть надежда на окончательное выздоровление, как только вы очертите для себя благоприятную перспективу.
  3. Если существуют нерешенные вопросы, надо сесть за стол переговоров. Сделать это, безусловно, трудно: бывший супруг вызывает как минимум раздражение, а чаще всего – глубокую ненависть. С ним не хотелось бы не только разговаривать, но и видеться. Но чтобы договориться полюбовно, надо перестать выяснять отношения, а также обижаться, обвинять его (ее).
  4. Уходя от своего бывшего избранника, – уходи. Закрыв дверь предыдущей семейной жизни, имейте мужество не оглядываться назад. Конечно, можно оставаться бывшему мужу (жене) хорошим другом, вникать во все его проблемы, давать советы, кормить обедом и стирать рубашки. Но делайте это хотя бы не в ущерб собственной личности.
  5. Психологически настройте себя на задачи планирования образа жизни семьи и создания ролевой структуры новой, неполной семьи. Специфической особенностью неполной семьи является ролевая перегруженность матери и усиление значения бабушки.
  6. Старайтесь восстановить сеть социальных связей и отношений своей новой (неполной) семьи. Разведенному супругу необходимо укреплять отношения со сверстниками и друзьями каждого из супругов. Как правило, в браке у супругов формируется круг общих друзей, в который включены как прежние друзья каждого из супругов, так и их общие знакомые. Разведенный супруг должен быть максимально инициативен в активизации уже имеющихся дружеских связей и в создании новых.

 

Подготовила педагог-психолог

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.

Когда нужно обращаться к психологу?

Когда нужно обращаться к психологу?

Потеря контроля. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

Страхи. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром.

Застенчивость. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Агрессивность. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не ушло глубоко внутрь, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром.

Чрезмерная активность. Она становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Психолог посоветует, как направить активность ребенка в нужное русло.

Особые ситуации. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях стоит обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Но дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти внутрь души и появится тогда, когда вы этого меньше всего ждете.

Если вы подумали о помощи психолога, не стоит откладывать визит к нему на неопределенный срок, ведь ребенок развивается очень быстро, проходя один этап за другим, и можно просто упустить период, наиболее благоприятный для развития того или иного умения, для решения той или иной проблемы.

 

                                                                                                               Подготовила педагог-психолог

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.

КАК УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕТЬ СЛОЖНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ.

КАК УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕТЬ СЛОЖНОСТИ  В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ.

 

  1. Никакую проблему, в том числе и проблему одиночества, нельзя решить, не признав факта ее существования. Так что первым делом в борьбе с одиночеством должен стать откровенный разговор с самим собой. Человек может выбраться из трясины одиночества только после того, как признается, что данное состояние не приносит ему радости, а по-настоящему тяготит его. Помните, не стоит бояться проявлять инициативу: сами звоните людям, приглашайте их на ужин или в кино. И ещё важно научиться слушать собеседника, а не только говорить самому.

Также можно использовать следующие рекомендации:

— Заведите домашнего питомца

Домашние животные – это отличные друзья, которые вас избавят от грустных мыслей об одиночестве.  Вы начнете играть с ними, заботиться о них, выгуливать, кормить. Они будут вас встречать со школы и дарить вам радость. Это один из способов справиться с одиночеством.

— Измените свои мысли

Если у Вас в голове крутятся мысли типа «Я обречен на одиночество», «Я никому не нужен», и тому подобные, замените их на противоположные, используя формулы самовнушения («У меня отлично идут дела», «В мире найдётся тот человек, которому я обязательно нужен и важен», «В мире есть большое количество людей, которому нужен друг»).

— Помогайте другим людям

Это хорошее лекарство от одиночества. Оно поможет вам не только ощутить свою значимость, но и приобрести новых друзей и знакомых.

— Учитесь быть счастливым прямо сейчас

Не оправдывайте свое плохое настроение отсутствием общения.  Дарите себе минуты радости прямо сегодня. Учитесь быть счастливым человеком в компании самого себя. Пойте песни, танцуйте, гуляйте, делайте все то, что бы вы делали, если не были одиноки. Хотите сходить в кино, идите.

— Личный дневник

Начать вести дневник, где описывались бы события прошедшего дня, где отражалось бы Ваше настроение и оценка событий. Ведение дневника – это всегда творческий процесс, который, вне всякого сомнения, доставит ещё и много положительных эмоций.

— Поставьте любимую музыку или почитайте книгу, которая вдохновляет вас;

— Сходите на прогулку на свежем воздухе;

— Посетите какое-нибудь культурное мероприятие в городе;

— Поухаживайте за комнатными растениями;

— Посетите музей, цирк или картинную галерею;

— Займитесь составлением семейного древа;

— Напишите кому-нибудь письмо;

— Примите ванну с пеной;

— Приготовьте любимое блюдо.

И последнее важное замечание: помните, что время, когда человек находится сам с собой, нужно использовать продуктивно.

  1. Посылайте людям правильные сигналы о том, чего вам хочется.

Люди черпают больше информации друг о друге в результате невербального общения, т.е. мы посылаем друг другу определенные социальные сообщения, и эти сообщения зачастую бывают очень размытыми. Иногда наше сообщение другим заключается в следующем: «Давай проведем время вместе». Но наши сигналы не поддерживают смысла нашего сообщения. К примеру, сначала мы назначаем человеку встречу, потом отменяем ее, якобы в результате внезапно возникших дел. И другой человек просто не понимает что нам нужно на самом деле. А мы, в свою очередь, думая что правильно намекнули человеку на нашу потребность, ждем от него звонка и обижаемся, когда они нам не звонят. Если вы хотите провести время в компании людей, делайте первый шаг сами. Приглашайте людей в гости или в на прогулку, точно определяйте время и придерживайтесь запланированного.

  1. Развивай свои способности

развивайте уверенность в себе, например, расскажите о своих чувствах в вежливо настойчивой форме: “Я сержусь, когда ты кричишь на меня. Прекрати, пожалуйста, кричать”;

— готовьтесь к стрессовым ситуациям, например, запишитесь на курсы ораторского искусства, если Вам трудно выступать перед классом;

— научитесь справляться со сложными задачами, например, разделите задание на несколько маленьких;

— научитесь принимать позитивный результат работы, а не идеальный, перестаньте требовать совершенства от себя и других.

 

Подготовила педагог-психолог

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.

КАК УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕТЬ СЛОЖНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

 

Уборка моркови и свеклы.

Уборка моркови и свеклы.

«Вчера только закончили с копкой картофеля и сразу принимаемся за овощи», – так сказали мы себе перед началом работы сбора овощей: моркови и свеклы. 19 сентября 2019 года пошли на огород администрация учреждения, отдел профилактики и бухгалтерия, которые в том же составе посадили их, чистили и проряжали.

Как же приятно видеть плоды своей работы! Дааа, год нынче урожайный! Накопали моркови и свеклы рекордное количество,а уж размеры овощей действительно можно записывать в книгу рекордов нашего огорода: самая длинная морковка была 39 см, а самая большая свекла – 2 кг 870 грамм! И таких овощей-рекордсменов было очень много. Уход и любовь, а самое главное погодные условия помогли собрать хороший урожай – 2019 года.Витамины будут на столах наших детей и пожилых.

/Специалист

по социальной работе

Забелина Т.А./

Уборка картофеля

Уборка картофеля в «Гаранте».

Наступила замечательная пора «золотая осень» – уборка урожая, когда человек пожинает плоды своего труда, усилий, приложенных весной и летом. 18 сентября 2019 наш дружный коллектив ГУСО НСРЦ «Гарант» Забайкальского края выехал на копку картофеля и даже погода была на нашей стороне.

Приехав на огород, огляделись:«Много и точно сегодня не выкопаем!» — подумали многие. Но правильно говорят: «Глаза боятся, а руки делают».В прекрасном настроении 46 человек приступили к уборке урожая картофеля, который действительно является вторым хлебом для человека. В этом году мы поменяли место посадки картофеля, посадили на «отдохнувшем поле», немного уменьшив площадь огорода. Но без хорошего ухода и не получишь хороший результати мы были просто молодцы: вовремя вычистили траву в огороде, огребли картошечку в срок и вот оно: 175 мешков крупной картошки готово для нашего учреждения.

Выкопав весь огород, дружно пошли обедать, а картошку оставили сушиться. Отдохнули и с новыми силами пошли сортировать картофель:убрали на посадку («Готовь сани летом!»), мелкую  — на корм животным и на еду. Уставшие, но довольные все вернулись домой!

Специалист

по социальной работе

Забелина Т.А.

Цветы — это красота, цветы – это жизнь…

Цветы — это красота, цветы – это жизнь…

16.09.2019 года на базе Семейной гостиной специалистами по социальной работе Турановой В.В. и Апельганц А.В. было проведено мероприятие «Праздник Цветов». Целью данного мероприятия было привитие любви к родной природе, цветам, выражать чувство красоты через творчество(стихи, песни, танцы); развитие у детей экологических знаний; воспитание эмоционального, положительного, гуманного отношения к природе.
Что такое цветы? Это одни из самых уникальных и чарующих созданий природы. Человечество изначально восхищалось дикорастущими полевыми, горными, лесными цветами, постепенно раскрывая секреты природы, взращивало новые формы и виды этих прекрасных растений. Вообще, цветы всегда присутствовали в жизни человека.

На празднике зрителей встретили ведущие: Цветочница и Флора.

В ходе мероприятия были проведены беседы с демонстрацией видеофильма: « Садовые,лесные и полевые цветы», «Какие цветы растут у нас дома», «Как ухаживать за цветами». Ребята отгадывали загадки, слушали стихи о цветах.

Ведущая Флора провела с ребятами два конкурса «Лучшая пантомима» и  «Цветочный аукцион».

В конце праздника Флора и Цветочница поблагодарили детей за участие в празднике, пожелали им бережно относиться к растениям.

Такие праздники помогают детям не только получить заряд бодрости и хорошего настроения, но и пополнить знания о растениях, выработать бережное отношение к природе.

 

Статью подготовил

социальный педагог

Апельганц А.В.

 

С Днём рождения!

Дорогая Светлана Леонидовна!

Поздравляем Вас с днём рождения!

Прекрасная коллега, само очарование,
Одной тебе сегодня вручим свое признание:
Задорнее, свежее и краше не найти,
Душевный человек ты. Желаем мы цвести.
Решительно и смело иди всегда вперед,
А в планах обозначим тебе карьерный взлет.
Всегда здоровой будь ты и очень молодой,
Обнять тебя хотим мы в день именинный твой.
Красивой тебе жизни и искренней любви!
Робеть не смей и ловко удачу ты лови.
Умей быть самой яркой. И ярче всех живи!

 

Положение о фотоконкурсе «Искусство природы»

К Участию в Конкурсе допускаются сотрудники (члены профсоюза):

  • Министерства труда и социальной защиты населения
  • Государственных учреждений социального обслуживания
  • Краевого центра социальной защиты населения
  • Краевого центра занятости населения.

Что бы посмотреть положение по фотоконкурсу 2019 пройдите по ссылке ниже:

 

положение по фотоконкурсу 2019